Вояж в Дубну с оттенком ретро

Вояж в Дубну с оттенком ретро

«Хороши аппараты! Глаз не отвести!..». В тот день зрители не скупились на комплименты. 3 августа в рамках проведения Дня Дубны на центральной площади посёлка работала выставка ретроавтомобилей. Шесть отечественных моделей легковушек и мототехнику 50-х – конца 90-хх годов выпуска представили участники клуба «Иж-Москвич Тула». 

«Смотрите, какая красотка. Э-э-эх, молодость моя, в каких краях ты затерялась?» – мужчина средних лет с восхищением рассматривает идеальный ИЖ-412. Новый знакомый Михаил оказался словоохотливым, а потому с удовольствием продолжил разговор:

– Такая машина была у моего отца, только в цвете Апельсин. Батька мой лелеял её. Я часто приходил к нему в гараж, всё смотрел, как он чинит свою ласточку. Никому не доверял, всё сам. Помню, как мы с друганом решили на ней прокатиться к девчонкам в соседнее село. Взяли, не спросясь. Ох, и досталось нам тогда… Аппарат что надо! Молодцы ребята, что реставрируют эти машины. Это – наша история.   

И ведь не поспоришь… 

«Тульский слон» в Дубне

Профессор кафедры приборов и биотехнических систем ИВТС им. В.П. Грязева ТулГУ, кандидат технических наук, доцент, а по совместительству – специалист по связям с общественностью клуба «ИЖ-Москвич Тула» Николай Тархов с воодушевлением погружает в историю отечественного автопрома и знакомит с экспонатами выставки. 

В Дубне туляки представили 6 из 15 автомобилей клуба – «Москвичей» производства заводов АЗЛК и ИЖ 50-х – конца 90-х годов выпуска.

Гордостью клуба и фаворитом выставки стал «Москвич-401», 1953 года выпуска. Любители ретро-автомобилей уважительно называют его «Слоном» – за внешнюю схожесть формы автомобиля с этим африканским животным. Ровесник нынешних бабушек и дедушек, отполированный, вычищенный, цвета морской волны в Дубну приехал на подкате. Тархов приобрёл его в прошлом году. До этого машина 25 лет простояла в гараже. Восстанавливал «слона» Николай Сергеевич вместе с сыном Андреем и другими энтузиастами.

В числе не менее интересных моделей-Москвичей: Иж Комби (1997 г.) и Иж-27151 (1991 г.). Первая модель с кузовом типа лифтбэк выпускалась на Ижевском автомобильном заводе на базе Москвича-412. Вторую можно смело назвать легендой среди грузопассажирских автомобилей. Советский серийный пикап или развозной фургон производился вплоть до 2001 года. Клубу Пикап достался в травмированном состоянии, восстановили за год. Из родного остались двигатель, кузов, задний борт, торпедо и поистине шикарный цвет «Лотос».

Стайка подростков с восторгом рассматривала и другие легенды ушедшего века. Мотоцикл ИЖ Юпитер-3 1968 года выпуска в приближенном к родному цвете радовал глаз. Хозяин этого красавца не жалеет ни сил, ни средств, чтобы ретро-техника продолжала быть на ходу. И хотя, по словам туляков, есть ещё ряд недоделок, мотоцикл «чувствует» себя отлично. Почётный круг по дубенской площади стал ярким тому подтверждением.

Удивительная история у поодаль стоящего мопеда «Рига», который участники клуба спасли от неминуемой утилизации. Бывшие хозяева привезли технику на металлоприёмку, откуда туляки его и забрали. 

«Прошлое не вернуть, но его можно сохранить»

Основная идея клуба «Иж-Москвич Тула» вот уже третий год объединяет увлечённых техникой и автотуризмом людей разного возраста и профессий: от инженеров до полицейских. Здесь нет случайных, а лишь те, кто бережно хранит память о прошлом и с благодарностью его принимает.

В последние годы тема советской эпохи всё ярче откликается в сердцах жителей нашей страны. Чем дальше вперёд, тем ценнее становятся атрибуты тех лет. «Приветы из прошлого» участники тульского клуба собирают уже много лет и с удовольствием демонстрируют их вместе с автомобилями на ретро-выставках. В Дубне зрители увидели часть этой коллекции: радиоприёмники, коврики, игрушки, пластинки, календари, фонарики, значки, вымпелы и многое другое.

– Наш клуб – это не просто сообщество единомышленников, но ещё и туризм. Наши двери открыты для всех, – продолжает разговор Николай Тархов. – Мы сами восстанавливаем машины, а потом принимаем участие в ретро-выставках во многих городах. В некоторых точках ходим на экскурсии. Вот как сегодня в Дубне, здесь мы впервые. Пусть коротко, пусть фрагментарно, но для нас важно, что мы знакомим наших ребят с историческими местами. Чтобы они вдохновились этой красотой, а потом возвращались сюда уже со своими семьями. 

Хобби с объединяющим началом

Для клуба очень важна именно семейная история, потому как тема, связанная с ретро-автомобилями, объединяет поколения. Это не просто семейные традиции, общение в семье. Это увлечение, которое объединяет.

Яркий пример – семья Барменковых из Тулы. На выставку в Дубну глава семейства, участник клуба Александр приехал вместе с супругой. Основная работа молодого человека тесно связана с ремонтом автомобилей, в технику влюблён с детства.

Александр поделился своей историей:

«Сегодня я представляю Москвич-412. Он в родной краске Пицунда, долго такой искал. В 2018-м я приобрёл автомобиль у московского коллекционера и до сих пор радуюсь, как ребёнок. Это машина моего детства. Помню, как малым, сидя на коленях у дедушки, рулил на таком же. Как подрос, уже сам гонял по деревне на каникулах. Интересный факт: судя по документам, изначально этот автомобиль приобретался туляком, который жил поблизости от меня. Так машина вернулась в Тулу и сейчас живёт активной выставочной жизнью».

В коллекции Александра есть ещё детский педальный автомобиль, который тоже можно было увидеть в Дубне. Мечту многих советских мальчишек подарили молодой семье в честь рождения сынишки. Украшенный в одном стиле вместе со взрослым раритетный веломобиль стал дорогим подарком во всех смыслах. 

Сила – в памяти

Будущее неведомо, но герои сегодняшнего материала твёрдо уверены в одном: ретроавтомобили – это не просто увлечение, а одна из форм сохранения и развития культуры Тульской области.

Желаю клубу процветания и активной поддержки единомышленников, ведь память поколений всегда останется той силой, которая хранит семьи, национальную культуру и родную страну. 

Текст: Ирина Бормотова

 

Фоторепортаж