В Тульской области реализуют стратегию развития креативных индустрий

Фото: пресс-служба правительства Тульской области
В Москве состоялась презентация региональных стратегий развития креативной экономики до 2030 года. Свою концепцию формирования отрасли представила делегация Тульской области.
Одним из ключевых инструментов развития креативной экономики в субъектах Российской Федерации стал Региональный стандарт развития креативных индустрий, разработанный Агентством стратегических инициатив. На сегодняшний день к нему присоединилось уже 70 регионов России. Стандарт не только объединяет лучшие практики, но и помогает выстраивать управленческие процессы, создавать инфраструктуру, усиливать меры поддержки и формировать региональные опорные организации развития креативных индустрий.
Делегации регионов получили комментарии от профильных экспертов, представителей федеральных органов исполнительной власти, креативных предпринимателей и представителей институтов развития.
Заместитель министра культуры и туризма Тульской области Елена Мартынова и руководитель региональной экспертной группы Евгений Кузнецов рассказали о намерении реализовать стратегию развития креативных индустрий Тульской области, обозначенную как «Тула – Мастерская России 2.0». Документ, разработанный в рамках Регионального стандарта АСИ, охватывает широкий спектр аспектов, начиная от нормативно-правового регулирования и заканчивая инфраструктурой и мероприятиями, способствующими развитию креативных секторов экономики. В нем подчеркивается исторический вклад региона в развитие мастерства (оружейного, пряничного, самоварного) и ставится цель преобразования этого опыта в современную экономическую модель.
Стратегия интегрирована с федеральными инициативами, такими как национальные цели и Концепция развития творческих индустрий до 2030 года.
Также в регионе сформирована необходимая нормативная база – разработаны законы и постановления, регулирующие деятельность креативных индустрий, включая реестр субъектов и координационные механизмы.
Управление осуществляется Министерством культуры и туризма Тульской области под руководством заместителя Губернатора при поддержке Агентства стратегических инициатив.
Вместе с тем, вклад креативных индустрий в валовой региональный продукт (ВРП) в 2023 году составил 2,3%, обеспечивая высокий потенциал роста. Выделяются четыре ключевых отрасли-драйвера: мода, IT, гастрономия и урбанистика. Анализ показал, что сектор моды приносит наибольшие налоговые поступления, несмотря на фрагментацию рынка.
Одной из основных проблем креативных индустрий можно назвать недостаточную защиту интеллектуальной собственности. На устранение этих ограничений направлено формирование инфраструктуры, поддержка предпринимательства и повышение квалификации кадров.
Среди определяющих дальнейшее масштабирование можно выделить следующие инициативы и проекты:
- создание креативного технопарка полного цикла, цифровой региональной платформы для малого бизнеса и мероприятий, направленных на улучшение качества городской среды;
- реализация единого календаря культурных событий («Креативные сезоны»), включающего фестивали и мероприятия, привлекающие туристов и стимулирующих культурный туризм.
В то же время в докладе тульской делегации отмечено функционирование объектов инфраструктуры – творческого индустриального кластера «Октава», пространства «Искра», а также Школы креативных индустрий и проектов социальной интеграции.
По словам Елены Мартыновой регион ведет проактивную маркетинговую политику. Речь идёт о брендировании тематического поезда московского метрополитена, участии в выставках международного уровня. Кроме того, планируется привлечение федеральных фестивалей и крупных мероприятий, укрепляющих репутацию и привлекательность Тульской области.
До 2030 года по поручению Губернатора Дмитрия Миляева предполагается увеличить долю креативных индустрий в ВРП до 6%, повысить налоговые поступления и количество зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности.
Таким образом, стратегия развития креативной экономики Тульской области представляет собой комплексный подход, сочетающий законодательные меры, инфраструктурные мероприятия, образовательные программы и продвижение.
По словам Елены Мартыновой, она направлена на трансформацию в конкурентоспособный регион креативных технологий и услуг.