Станция Дубна

Станция Дубна

Завершаем публикацию материалов о станционном посёлке Дубны в записи Анны Краснобаевой по воспоминаниям Надежды Ежовой.

 Учёба и работа
Надежда Комарова окончила 9 классов, пошла учиться в вечернюю школу, работала на железной дороге. Поскольку восемнадцати лет не было, работала не постоянно на самых разных участках, куда пошлют: снег убирали, очищали пути на станции. Делали ремонт пути: меняли шпалы (вытаскивали крюками, закладывали новую и подбивали щебень поплотнее под неё). Рельсы пилили двуручной пилой по металлу, менялись по очереди. Пришивали их костылём. Весной чистили кюветы (канавы).

На поворотах линию сильно заносило снегом, ставили осенью защитные щиты, весной убирали. На дрезине, когда было окно между поездами, привозили шпалы и рельсы, обратно – старые шпалы, топили ими баню. Металл сдавали. Если ремонт был небольшим, использовали для доставки материалов и инструментов однорельсовую тележку.

Когда были сильные снегопады, приходила снегоочистка (рабочее оборудование снегоочистителя, навешивается на тепловоз без состава), откидывала снег, впереди у неё были отрегулированный до шпал нож и выемка для рельсов. В бригаде ремонтников работали мастер Жигачёв Николай, Дроздова Екатерина, Минина Варвара с Дубны и другие. Надежда в состав бригады не входила, числилась на подённой работе.

В Савёнках, где кончался участок, стоял дом семьи Сёминых, там работники дистанции грелись, обсыхали, обедали. Хозяин кипятил для них чай. Дорогу чистили до переезда, дальше – гурьевская бригада.

В вечернюю школу сначала ходили многие, потом остались трое: кроме Нади ещё Надежда Комарова и Нина Романова (Незамайкина). Занимались три раза в неделю в понедельник, среду и пятницу. Получили аттестаты. Учителя: Евдокия Николаевна Андриянова, Софья Кузьминична, Лидия Федоровна Серёжникова, Надежда Сергеевна Иванова, директор школы Татьяна Константиновна Юдина. Всеобщее среднее образование получили в этот год также трое сотрудников из милиции, в том числе Иван Михайлович Маричев, Анатолий Чернов.

В 1959 году приезжала геологоразведочная партия: начальник, бурильщики. Жили на станции в частных домах, проводили изыскания для будущего щебзавода. Надежда работала некоторое время сезонной рабочей на съёмках местности. Мастер работал с теодолитом, нивелиром, Надя – с рейкой. Ей хорошо платили: почерк был хороший, записывала показания, которые отправлялись в институт.


Прибытие тепловозов. Закрытие станции
Примерно с июня 1957 года в депо Тула-Лихвинской дороги появились три чехословацких тепловоза ТУ3, разработанные в 1954 году в Чехословакии заводом ЧКД-Соколово-Прага. На дороге поочередно эксплуатировались тепловозы и паровозы (https://tula-lihvin.narod.ru/).

Надежда Петровна помнит, как на станцию Дубна приехали тогда на своем ходу из Чехии тепловоз и новые чешские вагоны. Чехи в белых форменных костюмах, при галстуках делали обкатку, проехали до Ханино и назад до Тулы-Лихвинки. Они фотографировались с детьми и жителями станции на память, но карточки не прислали.
К началу 1960 года на Тула-Лихвинскую прибыли тепловозы c Калужского завода типа ТУ2, чешские направили в Литву.
Закрылась станция в начале 70-х годов. Щебзавод начал работать в августе 1966 года, одновременно была проведена ветка широкой колеи к нему. Чугунолитейный завод также перешёл на широкую колею. Как жаль – только создали условия для нормальной работы железной дороги, перешли на тепловозы, почти сразу и закрыли.

В начале 60-х пустили автобусное сообщение, пассажиров на УЖД уже было мало. Своих работников забрали в Тулу на Лихвинку – тех, кто жил в казённых домах: фельдшер, бухгалтер, кассир. Потом и Лихвинку закрыли. Считалось, что с увеличением объёма грузов, развитием автомобильных дорог Тула-Лихвинская УЖД перестала справляться со своими задачами.

Закрывалась линия по частям: в 1968 – 1969 годах участок от Дубны до Ханино, в 1972 году участок Труфаново – Дубна, но некоторое время дорога работала до Кураково, там был хороший камень, пригодный для строительства метро. До станций Труфаново и Рвы, где были грибные и дачные места, но не было дорог, поезд ходил примерно до 1996 года, потом движение по Тула-Лихвинской железной дороге было закрыто. Началось массовое расхищение рельсов, и к 2002 году остатки линии были полностью разобраны. На сегодня от неё остались лишь трасса узкоколейки, насыпь, полуразрушенные искусственные сооружения, каменные опоры мостов…

Я побывала на станции. К ней ведёт хорошая, новая дорога с тротуаром. На месте переезда находится остановка общественного транспорта, чуть дальше виден единственный дом, оставшийся от казённых зданий УЖД. Добавились и новые улицы, и дома. Спустилась к ухоженным, чистым колодцам недалеко от речки Дубна – один напротив бывшего вокзала, от него сквозь голые деревья едва можно разглядеть руины водокачки, от второго, подальше, виден развалившийся домик конторы нефтебазы. Под снегом не видно, осталось ли что от здания вокзала, это место заросло деревьями, кустами, бурьяном.

Так получилось, что эта удивительная, построенная добротно и с умом на долгие годы, работавшая с 1905 года линия УЖД, выполнявшая огромные задачи по перевозке грузов, пассажиров, помогавшая поднимать промышленность и сельское хозяйство, героически снабжавшая во время оккупации Тулу дровами, а после освобождения подвозившая к фронту боеприпасы, технику, солдат, стала не нужна и была практически уничтожена...


Как сложилась жизнь дальше
Отец умер, когда Надя училась в седьмом классе. Мама не работала по состоянию здоровья. Учиться дальше не было возможности, нужно было помогать маме, хотя были хорошие способности.

В 18 лет, когда окончила школу, пошла в райисполком, дали направление в чугунолитейный завод. Отработала три года стерженщицей, формовщицей. Вышла замуж, родила дочь. Когда в 1970 году в Дубну провели газ, отучилась на курсах операторов котельной, по 2004 год работала в котельной, затем вышла на пенсию. С 1972 года на участке, выделенном щебзаводом мужу, занимались дачными делами.
Сейчас Надежда Петровна осваивает интернет, который дал ей новые большие возможности: общение, получение нужной информации, чтение прессы…


Приносим создателям перечисленных ниже сайтов, посвящённых Тула-Лихвинской УЖД, глубокую благодарность за огромную выполненную ими работу, за открытый доступ к информации и возможность воспользоваться ей:
https://tula-lihvin.narod.ru/
https://narrow.parovoz.com/emb/index.php?ID=3059
https://vk.com/tulauzkokoleyka
https://ru.wikipedia.org/wiki

Спасибо Надежде Ежовой за то, что она так бережно хранит память о местах, где выросла, о людях, встреченных ею на жизненном пути...

 Анна Краснобаева.
Дубна, март 2024

 Небольшое дополнение от Галины Трошиной: «Я всё своё детство провела на станции до 10 класса. Жили на Привокзальной,16, напротив вокзала. Отец Трошин Василий Сергеевич работал электромонтёром на железной дороге, мама Трошина Татьяна Абрамовна – телефонисткой в телефонной при вокзале, дед Ерёмин Абрам Григорьевич работал плотником на «железке». Нравилось встречать и провожать поезда!

А вечерами гуляли по линии до Пригородного и пели песни. Около водонапорной башни для заправки паровозов подсыхало  быстро, и мы играли там в классики. Все мы, дети, жили дружно – от взрослых ребят до маленьких, всегда вместе собирались.

В буфете работали мужчина (все его звали Максимыч), Ермакова Дина Ивановна, потом –  Овчинникова Надежда Петровна».

Фоторепортаж