301160, Тульская область, пос.
Дубна, ул. Первомайская, д. 41
+7 (48732) 2-13-81
+7 (953) 197-82-40
  • dubnanasledie@tularegion.org
  • 301160, Тульская область, пос.
    Дубна, ул. Первомайская, д. 41
  • +7 (48732) 2-13-81
    +7 (953) 197-82-40

29.09.2022 11:00:00

Кукольный дом Надежды Черкасовой

«Кукла Маша, кукла Миша, кукла  Саша и  Ариша» – поёт известная группа «Иванушки» о любимой девчачьей  игрушке всех поколений детей.  Сейчас  даже трудно сказать,  скольких, начиная со времён язычества на Руси… 

Рукотворная кукла – часть народной традиции. В старину это были тряпичная или глиняная куклы. Они выполняли роль талисманов, защитниц, оберегали от несчастий и болезней всю семью. В начале прошлого века появились артельные куклы,  увлечение которыми в наше время  всё больше набирает обороты среди самодеятельных мастеров и  коллекционеров.

Серьёзная игра жизни предков

Надежда Черкасова из села Воскресенское в Дубенском районе – человек известный. Не перестаю удивляться её подвижничеству и творческому потенциалу. Она уже по самой  своей натуре творец, за что бы ни бралась.

Швея по первой профессии, культработник по второй, а ещё и   бухгалтер. До сих пор не понимаю, как уживаются в ней такие разные способности, хотя интерес к рукотворному творчеству всё-таки у неё на первом месте. О чём она, кстати, говорит и сама.

Чем только она не увлекалась и не увлекается: шила мягкие игрушки, потом  занялась вышивкой, ткачеством поясов на бёрдо и дощечках, лоскутным шитьём. А четыре года назад загорелась  изготовлением кукол. И это то, ради чего Надежде Черкасовой не жалко ни денег, ни свободного времени. «Наши предки считали игру в куклы важным моментом в воспитании детей, – утверждает Надежда. – Так они познавали окружающий мир, учились трудолюбию, готовились к взрослой жизни».

Сначала это были куклы-обереги, обрядовые и игровые традиционные. Об этом, кстати, районная газета уже писала. Но время не стоит на месте. В 2018 году Надежда Черкасова занялась изучением народного костюма Тульской губернии и создала коллекцию кукол  «Тульский хоровод» шести тульских уездов: Тулы, Новосельского уезда (сейчас относится к Орловской области), Богородицкого, Епифанского, Алексинского, Одоевского. По конструкции, это куклы-столбушки. Они без лиц, но костюмы все молодых женщин, очень красивые.

Для Надежды Черкасовой  интересен не только сам процесс изготовления. Мастерица много читает, вникает в историю, посещает разные сайты, благо информации сейчас масса. 

«Я здороваюсь с ними по утрам, разговариваю…»

И вот новое увлечение. «В конце прошлого  года увидела в интернете фотографию артельной куклы Сони. Очень понравилась, очаровал её детский вид, – рассказывает мастерица. – Захотелось сначала просто для себя сделать такую куклу. За первой последовали вторая,  третья... И сейчас у меня уже целая коллекция (20) реплик артельных кукол и кукол по мотивам артельных».

По словам Надежды Черкасовой, изучившей историю их создания, долгое время мало кто знал о советских артельных куклах. Многие из них в прошлом столетии оказались за рубежом и только недавно стали известны. Производство артельных кукол началось в России примерно во второй половине 20-х годов. Над их изготовлением  трудились художественные артели (отсюда и название): «Всекохудожник» и «Художественная игрушка».

По некоторым сведениям, куклы продавались исключительно за валюту. Их скупали коллекционеры из США и Европы.

Туловище делали из ткани, набивали соломой или ватой, а в некоторых моделях внутрь вставлялся проволочный каркас. Лицо формировали из маски, которую обтягивали чулочной тканью – фильдеперсом. А затем к работе приступали мастера росписи, благодаря которым каждая кукла получалась индивидуальной. Ну и, наконец, куколок одевали. Детали костюмов тщательно прорабатывались и полностью соответствовали национальным костюмам народов СССР.

Каталоги советских кукол появились в 30-е годы прошлого столетия. В них Танька с Ванькой описывались как артельные чулочные куклы. Также упоминалось, что Ванька с Танькой только что поженились.

Популярностью пользовалась также серия артельных кукол, одетых в национальные костюмы народов СССР.

Вот как описывались они в каталоге 1944 года: «Советские девочки – набор кукол, который почти невозможно найти. Это группа красивых девочек из разных регионов России…»
«Совсем недавно наши коллекционеры начали возвращать артельных кукол на родину, – продолжила  рассказ Надежда. – Я создала небольшую их коллекцию. В ней представлены: авторские реплики артельных парочек Танька и Ванька, Гришка и Акулина, авторские реплики кукол-девочек в национальных костюмах народов СССР, Великоросска, «Рязанская крестьянка» и малых артельных,  авторские по мотивам артельных кукол.

Ольга, Таня, Вера, Нева, Соня, Катя, Анна, Незнакомка и Девочка в голубом сарафане – это названия  девяти кукол из коллекции «Девочки, одетые в костюмы народов СССР». Среди них только у Малоросски – карие глаза и чёрные волосы. У всех остальных глаза голубые, а волосы светлые.

Изготовление кукол – долгий процесс. Почти для всех использую одну и ту же форму, но каждая из игрушек индивидуальна. На изготовление только одной уходит несколько дней, а то и недель. А ведь надо ещё и заготовить весь материал. Подбор ткани – отдельная история. Ищу в интернет-магазинах, благо их большой выбор.

По технике изготовления существуют набивная и каркасная куклы. Первая шьётся и набивается опилками или ватой, я  использую   ватин. Лицо делаю из ладола – самозатвердевающей полимерной глины, обтягиваю трикотажем. У оригиналов, которым по 100 лет, они  выглядят немного темнее. Лица на светлом  трикотаже  более  открытые.

У каркасных кукол тело крепится  на каркасе, обмотанном ватином или материалом и прикрытое нижней  рубашкой. Их изготовление –  более трудоёмкий процесс.

В России очень много мастеров по изготовлению артельных кукол, в настоящее время она постепенно вытесняет все остальные. Всем народным мастерам она очень нравится.

У некоторых артельных кукол есть свои истории. Например, муж с женой Ванька и Танька. Танька  хитро улыбается Ваньке. А тот от удовольствия млеет.

Гришка с Акулиной – жених с невестой. Гришка  просит Акулину  выйти за него замуж и дарит ей платочки, а  Акулина  кокетничает: «Мало платочков, ещё хочу...».  

Девка, Баба и Паренёк  – малые артельные куклы. У них лица не обтягиваются  трикотажем, сделаны из композита.

Внешне кукла завораживает: лицо, эмоции, характер и, конечно, наряд. Существуют разные серии кукол, их очень много. Одеты они,  как правило,   в различной цветовой гамме. Расписываются платки, у всех разные юбки, сарафаны».

Есть у Надежды Черкасовой  и три авторские куклы по мотивам артельных: Дуняша, Софья, Любаша. Всем троим  имена дал сын Александр. Причём  с названиями попал точно в точку.

Народный мастер от начала и до конца всё делает сама: и кукол, и шьёт одежду. И отделку тоже: что вручную, что на швейной машине. Для Софьи  сама вязала шаль, изготовила валенки.

Надежда с любовью называет своих кукол «мои девочки».  «Я здороваюсь с ними по утрам, разговариваю, – с улыбкой говорит мастер. –  Расставаться с каждой  (продавать) очень жалко, а это на ярмарках – обязательное условие. Куклы, которые сделаны на производстве, конечно,  отличаются от рукотворных. В них нет души человеческой. У меня никогда без вдохновения не получится сделать то, что хочется. К тому же куклы очень «капризные». В этом я убедилась, когда начинала ещё шить народные куклы. Если она «не хочет» что-то «надевать», бесполезно. Однажды шила кофту и когда её гладила, два раза какая-то ржавчина из утюга потекла. Взяла другую ткань, приложила, за несколько часов сшила, надела – оказалось точь-в-точь её.». Вот такие они куклы, оказывается, как живые. 

Возвращение исконно русского

Надежда Черкасова работает  в ООО «РусбиоАгроФарм» главным бухгалтером. Уроки творчества берёт в  интернете, знакомится с  мастер-классами по изготовлению артельной куклы.

Сама умелица так говорит о значении искусства современной рукотворной игрушки: «В народной культуре мудрость наших предков. Она помогает понять, что важно и ценно в жизни человека. Для юного поколения –  это воспитание патриотических качеств, формирование художественно-эстетического вкуса».

Этим летом Надежда  Черкасова участвовала во многих фестивалях: VII Всероссийский фестиваль традиционной народной культуры «Тульский заиграй» (Тула), VIII Международный фестиваль народных промыслов и ремесёл» (Вологда), VIII Всероссийский конкурс народных мастеров «Русь мастеровая» (Курск), VIII Всероссийский фестиваль Современной рукотворной игрушки народов России  (Киров),  Всероссийский этнофестиваль «Нас на века объединила Волга» (Астрахань).

Дорожные расходы она оплачивает сама. Трансфер, питание, проживание, экскурсии – за счёт принимающей стороны. На все фестивали, где дубенская мастерица была, сначала заочно по фото проходит конкурсный отбор, и только потом высылают приглашение.

Фестивали проводят Государственный Российский Дом Народного творчества им. В.Д. Поленова, федеральное и  региональные министерства культуры.

«На фестивале в Кирове, жила в одном номере со своим первым учителем по изготовлению артельной куклы Ольгой Николаевной Поповой, Народным мастером Пермского края, руководителем Музея-студии текстильной куклы «Пелагея». Именно она впервые заинтересовалась артельной куклой  и решила её возродить в  Перми. Мне же хочется познакомить с этими удивительными русскими красавицами туляков и продолжить традиции их создания», – подчеркнула наша землячка.

Практически с каждого фестиваля Надежда Черкасова привозила  награды. Так, в 2021 году она была  дипломантом международного фестиваля-конкурса народной культуры «Русское диво»; лауреатом 1 степени Всероссийского конкурса по декоративно-прикладному творчеству и народным промыслам «Наследие»; дипломантом 2 степени Всероссийского конкурса по декоративно-прикладному творчеству «Россияночка - 2021». В этом году стала обладателем Гран-при во Всероссийском конкурсе художественно-прикладного творчества «Сударушка-Масленица–2022» и Гран-при во Всероссийском конкурсе художественно-прикладного творчества «Россияночка -2022». Она – лауреат 2 степени конкурса-выставки «Кукольный мир»; лауреат в номинации «Текстильная кукла» Всероссийского конкурса произведений мастеров-ремесленников  «Истоки национального творчества» и  дипломант 3 степени в номинации «Кукла в национальном костюме» Всероссийского открытого этнофестиваля «Нас навсегда объединила Волга».

«Участие в фестивалях для меня праздник, – восторженно говорит Надежда. –  Это знакомство с мастерами со всей России, обмен опытом, возможность поучиться у знаменитых мастеров и, конечно же, получить оценку своих работ. Две мои куколки, созданные по мотивам артельных кукол, находятся в частных коллекциях. Очень приятно, что коллекционеры обратили на них внимание. Фестивали – это другой мир, атмосфера творчества, доброжелательности. Зрители умиляются, глядя на этих кукол. И как не радоваться, когда понимаешь, что  в нашу жизнь возвращается исконно русское». 

Текст: Людмила Уварова
Фото автора

Кукольный дом Надежды Черкасовой

Возврат к списку

Написать в редакцию