Опыт Тульской области по обратной связи с жителями предложили распространить на все регионы России

Фото: пресс-служба правительства Тульской области
Сегодня, 21 октября, в Совете Федерации Федерального Собрания РФ прошло заседание Комитета по Регламенту и организации парламентской деятельности. В нем принял участие заместитель Губернатора региона Ярослав Раков. Заседание провел председатель Комитета СФ Вячеслав Тимченко.
Сформированная в Тульской области экосистема обратной связи позволила сократить количество поступающих обращений от жителей за счет оперативности их решения и эффективного анализа проблемных сфер. Интеграция цифровых и офлайн-платформ позволяет своевременно обнаруживать системные проблемы, предвидеть запросы и обеспечивать обратную связь с каждым гражданином, укрепляя его доверие к институтам власти.
По словам Ярослава Ракова, ключевую роль в этой работе играет Ситуационный центр (СЦ) Губернатора Тульской области.
Это – мультиформатная управленческая модель, где на единой площадке объединены Ситуационный центр высшего должностного лица субъекта, Региональный центр управления на особый период с возможностью реализации задач мирного и военного времени, Центр управления регионом АНО «Диалог», Проектный офис, администрирующий проектную деятельность, региональный Координационный центр. СЦ работает по принципам Координационного центра Правительства РФ, Центр информационной безопасности, деятельность которого направлена на защиту подрастающего поколения от воздействия деструктивного контента.
Главный принцип работы СЦ – оперативная и эффективная поддержка принятия управленческих решений в регионе органами власти всех уровней. Его работа выстроена по четырем основным направлениям: комплексная безопасность, общественно-политический блок, проектный офис и IT-решения.
По словам Ярослава Ракова, экосистема обратной связи с обращениями граждан в регионе включает в себя информационно-аналитическое сопровождение, разработку алгоритмов, информационных решений и сервисов, а также внедрение моделей искусственного интеллекта. С 2020 года в СЦ в автоматическом режиме собираются все обращения и сообщения от граждан в единую базу данных из пяти информационных систем: двух федеральных – Платформа обратной связи (ПОС) и «Инцидент Менеджмент» и трех региональных – телефон доверия Губернатора, портал «Открытый регион 71» и обращения по Федеральному закону №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
За 2025 год получено более 270 тысяч обращений. Наиболее популярные каналы обратной связи: соцсети (27%), телефон доверия Губернатора (25%) и Платформа обратной связи (19%). При этом все большей популярностью пользуется Платформа обратной связи.
Тульская область входит в ТОП-5 регионов в стране рейтинга Минцифры РФ по внедрению ПОС. Одно из преимуществ системы – возможность оценить полученный ответ. В настоящее время уровень удовлетворенности граждан ответами составляет 77%.
Интеграция информационных систем на базе СЦ позволила консолидировать весь поток обращений и сообщений от граждан в едином информационном пространстве, тем самым повысив эффективность отработки вопросов за счет скорости реагирования на проблемы.
В 2025 году с помощью платформы выявлено 84 места концентрации обращений граждан по отоплению, по каждому из них приняты меры реагирования как на уровне Правительства региона, так и коммунальными службами.
Вячеслав Тимченко отметил положительную практику Тульской области по эффективному взаимодействию повседневного управления регионом в сферах безопасности, здравоохранения, промышленности, образования, экономики между СЦ Губернатора и гражданами.
Принято решение проинформировать субъекты РФ о положительной практике Тульской области по передовым методам работы с данными, позволяющими оперативно реагировать на обращения граждан посредством СЦ.