• dubnanasledie@tularegion.org
  • 301160, Тульская область, пос. Дубна, ул. Первомайская, д. 41
  • +7 (48732) 2-13-81, +7 (953) 197-82-40
 
Павел Ливинский: цифровизация выведет показатели "Россетей"  на качественно новый уровень 14.05.2018 13:34:00

Павел Ливинский: цифровизация выведет показатели "Россетей" на качественно новый уровень

Количество опасных погодных явлений в недавно завершившемся осенне-зимнем сезоне увеличилось на 38%. О борьбе с природными катаклизмами, в том числе "снегопадом века", надежном электроснабжении и цифровизации производственных процессов корреспонденту ТАСС рассказал генеральный директор компании "Россети" Павел Ливинский.

– В конце апреля на центральную часть России обрушился сильнейший шторм. Какой урон он нанёс оборудованию "Россетей", как шла работа по его восстановлению и довольны ли вы оперативностью специалистов компании?

– Работа любого профессионала начинается с качественной подготовки. Каким бы талантливым ни был человек, если он не посвятил много времени тренировкам и отработке своих навыков, в нужный момент даже самый одарённый не сможет справиться с критической ситуацией.

Для специалистов группы "Россети" очевидно, что в осенне-зимний период сложностей, вызванных погодой, не избежать, поэтому мы постоянно готовимся к ним сразу по нескольким направлениям.

Во-первых, значительное внимание уделяется совместным с региональными властями практическим тренировкам с привлечением коллег из МЧС, коммунальных служб и других территориальных сетевых организаций. При подготовке к прошедшему осенне-зимнему периоду в 2017 году в группе "Россети" было проведено практически в два раза больше таких тренировок и учений, включая осенние внеплановые, по сравнению с подготовкой в 2016 году.

Во-вторых, это постоянная модернизация электросетевого комплекса с использованием самых современных технологий и оборудования, обладающего повышенной устойчивостью к негативным метеоявлениям.

В результате, когда на восемь регионов Центрального федерального округа обрушился сильнейший за всю историю наблюдений, по словам метеорологов, шторм, он не оказал серьёзного негативного воздействия на работу сетевых энергообъектов группы "Россети" – с технологическими нарушениями столкнулось не более 1% наших потребителей. При этом, благодаря подготовленности работников и техники, к тем, кого все же затронула стихия, свет вернулся в кратчайшие сроки.

Для скорейшего устранения всех последствий шторма – а они были значительными, так как только в Новой Москве и Подмосковье ветер, порывы которого достигали нехарактерных для этих мест 30 м/с, повредил более 160 опор линий электропередачи и повалил на провода свыше 1400 деревьев – мы задействовали все доступные силы и средства, в том числе из соседних регионов, не пострадавших от циклона.

Всего в устранении последствий шторма было задействовано более 2300 человек и 665 единиц техники. Восстановление электроснабжения потребителей, в том числе социально значимых объектов, осуществлялось оперативно, с использованием передвижных электро-станций суммарной мощностью 43 мВт.

Важно подчеркнуть, что даже в пик стихийного бедствия в столице в зоне ответственности "Россетей" не мигнула ни одна лампочка, а среднее время устранения технарушений в Подмосковье не превысило двух часов. На остальных территориях для полного восстановления электроснабжения потребителей потребовалось менее суток. Только в Тверской области из-за того, что большое количество ЛЭП там проходит через лесистую и болотистую местность, ушло больше времени.

Подводя итоги тех событий, отмечу, что наши специалисты сработали профессионально, слаженно и оперативно, подтвердив правильность выбранных подходов к подготовке и работе в сложных метеоусловиях.

При этом инженеры "Россетей" проводят глубокий анализ полученных результатов, разрабатывают дополнительные меры противодействия различным, в том числе аномальным, погодным факторам. Наша задача – надёжное электроснабжение потребителей в любых условиях.

– Недавно завершился осенне-зимний сезон. Каким он стал для предприятий группы "Россети", чем отличался от предыдущих лет?

– В целом ряде регионов мы отмечаем не просто увеличение опасных метеоявлений, а появление совершенно нехарактерных для этих территорий природных событий.
Помимо уже упоминавшегося шторма в ЦФО могу привести пример Приволжского федерального округа, где в декабре 2017 года отмечалось аномальное гололедообразование на проводах и тросах воздушных линий всех классов напряжения.

Нашему персоналу приходилось круглосуточно отслеживать ситуацию и прибегать к плавке или механической обивке опасных гололедо-изморозевых отложений.
Общее количество случаев механической обивки выросло по отношению к прошлому году на 25% – с 396 до 522 случаев.

Не могу не вспомнить то, что в прессе получило название "снегопад века", когда в начале февраля текущего года в Москве, Московской и Калужской областях снег с дождём шёл на протяжении 48 часов – количество выпавших за это время осадков превысило месячную норму – и наблюдался шквалистый ветер до 25 м/с.

И данное испытание "Россети" выдержали с честью. В Московском регионе на 20%, а в Калужской области практически на 85% снизилось количество технологических нарушений на энергообъектах по сравнению с ледяным дождём 2016 года, а среднее время восстановления электроснабжения в этом году составило 2 часа 40 минут против 9 часов 20 минут в Москве и Московской области и 11 часов в Калужской области соответственно.

В целом в завершившемся осенне-зимнем периоде количество опасных погодных явлений увеличилось на 38% в сравнении с предыдущим, но я не зря в самом начале беседы упомянул о повышенном внимании, которое "Россети" уделяют подготовке к различным неблагоприятным явлениям и нештатным ситуациям, потому что, несмотря на все сложности, с которыми пришлось столкнуться этой зимой, нам удалось улучшить производственные показатели: в прошедшем осенне-зимнем периоде по сравнению с предыдущим показатель SAIFI (средней частоты технологических нарушений) снижен на 19%, а SAIDI (продолжительность перерывов электроснабжения) – на 34%.

– Когда начнётся подготовка к новому сезону и что в рамках её планируется сделать?

– Подготовка к осенне-зимнему периоду не прекращается никогда. В ходе текущего ОЗП ведётся работа "на бумаге", когда мы анализируем итоги проходящей зимы и вносим соответствующие коррективы в подготовку к следующей, а в первый же день по окончании сезона пиковых нагрузок начинается практическая реализация намеченных планов.

В этом году компания планирует внедрить новые методы оценки готовности энергообъектов, основанные на риск-ориентированной модели. Такой подход позволит повысить наблюдаемость электросетей для оперативной фиксации аварий.

Также центры управления сетями приобретут новые функции в части оперативного руководства производственными службами.

На 5%, до 64 млрд рублей, будет увеличен объём средств, направляемых на обновление сетевой инфраструктуры в рамках программы технического обслуживания и ремонта. Эти деньги пойдут в том числе и на установку современного оборудования, защищённого от внешних воздействий, о котором я говорил ранее.

– В рейтинге Всемирного банка Doing Business Россия в числе лучших стран по показателю "Надёжность электроснабжения". Какую работу для этого провели "Россети"?

– Прежде всего стоит отметить, что "Россети" совместно с Минэнерго России стали идеологами создания системы учёта и расчёта показателей надёжности, соответствующей международным методикам. Мы создали и постоянно совершенствуем автоматизированную систему, которая быстро сообщает об отключениях в электросетевом комплексе. Это является одним из ключевых условий присвоения рейтинга Всемирного банка Doing Business по пока-зателю "Надёжность электроснабжения".

Не менее важной стала наша работа по созданию надёжных схем электроснабжения, на которые прежде всего влияет количество резервных систем в больших городах. В двух крупнейших деловых центрах нашей страны – Москве и Санкт-Петербурге – показатели надёжности сегодня в три раза выше эталонных значений, используемых в оценочной методике Всемирного банка.

Мы не останавливаемся на достигнутом и стараемся ещеё больше повысить безопасность электроснабжения потребителей, для чего реализуется целый комплекс технических мероприятий.

– Цифровизация производственных процессов коснулась предприятия "Россети"? Какая работа в этой области была и будет проведена?

– Цифровизация электросетевого комплекса позволит достичь качественно нового уровня в области надёжности, доступности, эффективности и клиентоориентированности без дополнительной нагрузки на потребителей.

При проведении модернизации сетевой инфраструктуры "Россети" повсеместно применяют передовые технологии. Уже внедрены и успешно эксплуатируются подстанции с применением локальных цифровых решений. К примеру, они реализованы на объектах Московского энергетического кольца. В декабре 2017 года в Красноярске введена в работу первая цифровая подстанция. В Калининградской области реализуется пилотный проект "Цифровой РЭС".

Умные сети обладают системами самодиагностики и самовосстановления, требуют минимального вмешательства людей и позволяют в разы повысить надёжность электроснабжения для потребителя.

Реальный пример – переход на цифровые технологии в Мамоновском и Багратионовском районах Калининградской области, где мы как раз и реализовали пилотный проект.
Сети в этих районах были ненаблюдаемыми, со значительным количеством незаконных подключений, что приводило к ежедневным отключениям. А сейчас местные жители забыли про это, потому что мы видим всю сеть. Уже на первом этапе мы снизили потери с 23% до 13%, а по окончании реализации всех запланированных мер выйдем на 6-7%. Мы повысили показатели SAIDI и SAIFI на 60%, почти на 20% снизили свои операционные затраты. Все получаемые результаты свидетельствуют о том, что данный опыт необходимо тиражировать и на других территориях.

В рамках цифровизации производственных процессов в "Россетях" прорабатывается ещё одно направление – "Цифровой электромонтер". Это комплексная информационная система (датчики, планшеты, шлемы дополненной реальности и другое), интегрированная в спец-одежду сотрудника. С её помощью можно дистанционно наблюдать за действиями специалиста, оказывать ему поддержку при выполнении задания, своевременно вносить необходимые коррективы.

Такой подход позволит в первую очередь повысить безопасность проведения работ, исключить ошибки и обеспечить контроль и координацию действий оперативного и ремонтного персонала из диспетчерского пункта, а также повысить производительность труда и сократить время выполнения работ.

Общий результат перехода на "цифру" – дополнительное снижение сроков техприсоединения, автоматизация отношений с потребителями и внедрение новых сервисов "интернета вещей", реализуемых на наших объектах, 30-процентное снижение операционных, капитальных расходов и потерь.

Следствие этого – снижение затрат потребителей на электроэнергию, увеличение дивиденд-ной базы, а также повышение инвестиционной привлекательности предприятий электросе-тевого комплекса и рост их капитализации.

– Платёжная дисциплина потребителей всегда является проблемным вопросом ресурсо-снабжающих организаций. Как с этим обстоят дела у вас?
– От платёжной дисциплины потребителей напрямую зависит обеспечение надёжного и бесперебойного электроснабжения потребителей и развитие инфраструктуры регионов. Мы системно подходим к решению данного вопроса, поэтому уровень оплаты услуг ежегодно повышается и, например, в 2017 году был достигнут исторический максимум – 99,94%.
Безусловно, этому способствовало совершенствование федерального законодательства по инициативе "Россетей": повышение ставки пени за просрочку платежей, введение частичной предоплаты за услуги, а также лишение компаний-неплательщиков статуса гарантирующего поставщика.

На сегодняшний день мы также можем констатировать стабилизацию размера дебиторской задолженности: последние три года она сохраняется примерно на одном уровне и по со-стоянию на 1 января 2018 года составляет 139 млрд рублей. Сейчас работаем над снижени-ем данной цифры.

– На выполнение инвестиционной программы компании в прошлом году было направлено 262 млрд рублей. Что удалось сделать? Какие энергетические объекты планируется ввести в ближайшее время и какие средства на это заложены?

– В 2017 году мы инвестировали 262 млрд рублей в модернизацию электросетевого комплекса. В результате было введено 12,3 ГВА трансформаторной мощности и почти 25 000 км линий электропередачи, завершена программа подготовки к проведению чемпионата мира по футболу - 2018, своевременно реализован ряд крупных проектов, обеспечивающих присоединение к электрическим сетям инфраструктурных компаний, завершены первоочередные объекты для независимого функционирования энергосистем Калининградской области и объединенной энергетической системы Северо-Западного региона России в случае технологического отделения энергосистем государств Прибалтики.

С 2018-го по 2020 год группа "Россети" вложит около 750 млрд рублей в развитие электро-сетевой инфраструктуры Таманского полуострова, Байкало-Амурской магистрали и Транссибирской железной дороги, энергоснабжение объектов зимней Универсиады в Красноярске.

Также важно отметить, что мы пересмотрели приоритеты нашей инвестиционной программы. Мы будем направлять средства на цифровизацию и построение в России умных сетей. Наша задача – перейти на цифровой формат работы.

– Впереди большой спортивный праздник – чемпионат мира по футболу. Готовы к его проведению?

– "Россети" заблаговременно подготовили электросетевую инфраструктуру для обеспечения надежного электроснабжения объектов чемпионата и населённых пунктов, в которых будут проживать участники турнира и болельщики.

Напомню, в ноябре 2017 года президент Владимир Путин в режиме видеосвязи дал команду на ввод в работу в Москве, Калининграде и Самаре трех современных подстанций с элемен-тами цифровых технологий, обеспечивающих электроснабжение стадионов мундиаля, нача-ло эксплуатации которых ознаменовало окончание подготовки группы "Россети" в части строительства, реконструкции и ввода необходимых мощностей.

На время проведения футбольного первенства мы обеспечим усиленный режим эксплуата-ции электросетевого комплекса. Всего планируется задействовать порядка 1000 человек из числа оперативного персонала, порядка 2000 человек ремонтного и вспомогательного персонала, более 700 единиц спецтехники, порядка 100 резервных источников электроснабжения.

И, конечно же, все наши 228 тысяч сотрудников готовы поддерживать сборную России на чемпионате мира, который впервые проходит в нашей стране.


Возврат к списку

Написать в редакцию