• dubnanasledie@tularegion.org
  • 301160, Тульская область, пос. Дубна, ул. Первомайская, д. 41
  • +7 (48732) 2-13-81, +7 (953) 197-82-40
 
Опоченское счастье  Асана и Бермет 15.02.2019 13:42:00

Опоченское счастье Асана и Бермет

Киргизы (самоназвание кыргыз) – представители одного из древнейших народов, населяющих Среднюю Азию. Киргизский этнос формировался на основе двух этнических массивов: центрально-азиатско-южносибирского и среднеазиатского. В процесс образования этой народности был вовлечён широкий круг племён древности и средневековья. Процесс сложения киргизов шёл с начала 2-го тысячелетия и завершился на рубеже 15-16 веков. Енисейские киргизы, переселившиеся в 9-10 веках (отчасти позднее – в 13-14 веках) на Тянь-Шань, составляли основное ядро в формировании киргизов.

По итогам Всероссийской переписи 2010 года в Российской Федерации представителей этой народности насчитывалось 42 тыс. человек, в Тульской области – 670, в Дубенском районе – 2 человека.


С киргизских гор далеко видать...

Четыре года тому назад в селе Опочня поселилась многодетная киргизская семья Байсаловых. Местные жители с интересом отнеслись к появлению здесь людей с необычной монголоидной внешностью, разговаривающих с сильным акцентом. Молодые супруги сразу сумели расположить к себе. По словам главного специалиста администрации сельского поселения Веры Сергейчевой, Байсаловы оказались добросердечными, дружными, приветливыми, искренне рассказывают о своей семье, делятся своими обычаями, активно участвуют в культурной жизни села. К примеру, проявили себя, в конкурсе, посвящённом Дню семьи, любви и верности.

Родина Байсаловых – далёкий Кыргыстан. В селе Сары-Тала, что переводится как жёлтая долина, Алабукинского района Джалал-Абадской области родился глава семейства Асан, в другом селе Ылай Талаа Кара-Кульджинского района Ошской области – его жена Бермет. У обоих многолюдная родня – бабушки, дедушки, родители, братья, сёстры.

«Тополёк мой в красной косынке»

С Россией Асана связывает уже больше десяти лет. В 2005-м он с братом поступил в МСХА – Московскую сельскохозяйственную академию имени К.А. Тимирязева. К сожалению, учёбу по семейным обстоятельством пришлось прервать, устроиться на работу. А ещё через некоторое время в российской столице Асан встретил свою вторую половинку – красавицу Бермет (девушка работала продавцом в супермаркете «Перекрёсток»). В родных местах обоим было сложно найти работу по причине существующих социально-экономических проблем в республике.

Первое, что бросилось, когда я вошла к ним в дом, – много детишек, – их в семье Байсаловых четверо. На полу большое количество ковров, подушек из овечьей шерсти с национальным орнаментом – создание вещей из войлока – одно из древнейших занятий киргизов. Молодые люди женились по своим национальным обычаям, было и сватовство, и «кыз узатуу» – проводы невесты, который сопровождался обильным застольем, разнообразными играми и гуляньями. На родине они сыграли две свадьбы: сначала у Асана, потом – у Бермет.

За свою невесту жених заплатил «калын». «Это сейчас может быть и скот, пригоняемый женихом в дом к невесте, и деньги», – пояснил Асан. А вот ковры и подушки – это приданое Бермет, его ещё называют «сеп». В него входит также традиционная восточная колыбель, в которой «наристе» – младенец, проводит первый год жизни. «Бешик» поразила и яркой национальной росписью, и пышным убранством, и своеобразием. «В старину, когда наши предки кочевали, её привязывали к лошади и могли перевозить вместе с ребёнком на дальние расстояния», – заметил Асан.

Кочевье привело в Опочню

За время нахождения в России киргизской семье выпало пожить и в Москве, где родился первенец, старший сын Дастан – ему 7 лет, и в Саратове, где на свет появилась пятилетняя Даяна. Потом судьба привела их в Тульскую область, где один за другим родились ещё двое малышей: трёхлетний Даястан – в Щёкинском роддоме, а Нурсен, самый младший, ему полтора года – в Туле. Опочня стала их второй родиной.

Дубенский район приглянулся Байсаловым удобным местонахождением и красивой, экологически чистой природой. А главное в Опочне они смогли быстро купить жильё, устроить младших детей в детский сад, старший уже первоклассник. Поэтому не случайно огромно желание Байсаловых связать свою жизнь с Россией, дать здесь детям хорошие образование, профессии. Кстати, недавно они оформили здесь земельный участок, как многодетная семья.

Местные жители, по словам Асана и Бермет, приняли их дружелюбно. Соседка Зинаида Суботина – бабушка Зина полюбила, как родных, каждый день угощала козьим молоком. Абдурахман и Елена Мусаевы очень хорошо помогали освоиться на первых порах. А сейчас дети этих семей дружат друг с другом. Кстати, младшие Байсаловы быстрее всех адаптировались на новом месте жительства. По словам воспитателя детского сада Опоченского центра образования Олеси Мотылёвой, малыши из киргизской семьи внеся свой национальный колорит, легко общаются с другими дошкольниками, уже освоили русский язык.

Киргизов в Дубенском районе единицы. Интересно было узнать об их национальных традициях. Глава большого семейства рассказал:

– Обычаи нашего народа зародились очень давно, на их формирование большое влияние оказала тюрко-монгольская кочевая культура. Будучи кочевниками, кыргызы всегда жили в тесном контакте с природой. Сейчас – в глиняных домах, а раньше – в юртах, которые легко разбираются и переносятся с места на место. И сейчас они есть в каждом доме. Юрты используют, когда приезжают гости или выезжая на пастбища в горы. Верным другом и помощником в нелёгкой, кочевой жизни кыргыза всегда была лошадь. Мой дед занимался их разведением и тренировкой для кок-боры – конной игры.

Цифра «семь» для нас священная. Каждый кыргыз должен знать семь своих поколений, чтобы не допустить кровосмешения и не родились больные дети. У этой традиции даже есть название – жети ата.

Честь сына – счастье отца

Байсаловы – по своей вере мусульмане-сунниты. В семье исповедуется ислам, соблюдаются посты, религиозные праздники: Джума-Байрам, Ураза-Байрам, Курбан-Байрам. Религиозные обычаи справляют дома, также Асан Байсалов регулярно посещает местный молельный дом в Головине Дубенского района.

Стоит отметить, что распространение ислама среди киргизов происходило в течение нескольких столетий, начиная ориентировочно с конца X века.

В семье Байсаловых чтут не только религиозные, но и национальные традиции, обычаи. В доме разговаривают на родном киргизском языке, входящим в тюркскую группу. К примеру, папу дети зовут ата, маму – апа. «Родина» по-киргизски – атамекен.

К подчёркнутому уважению и почтению к старшим, к соседям, к окружающим людям любых национальностей своих чад родители Байсаловы приучают с раннего детства. Как говорится в киргизской пословице: «Если сын будет честен, то отец будет счастлив».

Бермет и Асан очень гостеприимны. Хозяйка дома встретила в красивом длинном наряде и головном уборе – тюрбане, скрывающем волосы. У Асана и всех мальчиков на головах калпаки. Хранят они и другие национальные одежды: мужскую – чапан с нашивкой в виде орнамента киргизского народа, женскую – чепкен, которые надевают по праздникам.

Общение с киргизской семьёй проходило за празднично накрытым столом с национальными угощениями – восточным гостеприимством киргизы славятся с давних пор. Шурпа, бешбармак, борсок, нан, токоч, плов, курт, бозо – очень вкусные и несложные в приготовлении.

Уважение к минувшему, другим народам

Байсаловы трепетно относятся к культуре своего народа. Комуз – киргизский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент – ещё одна их национальная достопримечательность, привезённая из родных мест.

В этой семье знают имена знаменитых представителей своей нации: писателя Чингиза Айтматова, классика мировой литературы; революционера, государственного и военного деятеля Михаила Фрунзе, имя которого в честь уроженца города с 1936 по 1991 носила нынешняя столица Киргизии Бишкек. 

Героический эпос – трилогия «Манас», «Семетей», Сейтек» – передаваемый киргизами устно из поколения в поколение, также является важнейшим духовным фундаментом идентичности киргизов.

В то же время супруги Байсаловы очень современные, неконфликтные, целеустремлённые, открытые и легко находят общий язык со всеми окружающими их людьми, с интересом изучают местные традиции, любят бывать на проводимых мероприятиях, праздниках. Взаимопонимание, знание и уважение чужой культуры – в этом Байсаловы видят непременное условие мирного сосуществования всех народов, проживающих в России.

Людмила Уварова
Фото автора



Возврат к списку

Написать в редакцию