• dubnanasledie@tularegion.org
  • 301160, Тульская область, пос. Дубна, ул. Первомайская, д. 41
  • +7 (48732) 2-13-81, +7 (953) 197-82-40
 
Надежда чувашей – честное имя! 07.06.2018 09:15:00

Надежда чувашей – честное имя!

«Для нашей страны, которая исторически стала общим домом для сотен народов и этносов, межнациональное согласие – важнейшее условие самого существования государства. Здесь у нас есть основа. Это многовековой опыт».

Президент России Владимир Путин



Этноним «чаваш» в русских источниках встречается под 1508 годом. Чуваши – народность тюркской группы, суваро-булгарского происхождения. В России их почти полтора миллиона, они – пятый по численности народ нашей страны.
В Тульской области, по итогам последней переписи 2010 года, их – чуть больше тысячи, а в Дубенском районе насчитывалось 30 человек.

Родословие


Вот уже 45 лет живёт в деревне Надеждино Нина Трунова, родом из Чувашии. Кто она по национальности сразу видно по её мягким, округлым чертам лица, суженным глазам, спокойному характеру.

«Село Алманчиково Батыревского района, где я родилась, расположено на левом берегу реки Сугуты, – медленно, напевно рассказывает Нина Николаевна. – Его основное население и сегодня – чуваши».

Центральное место в жизни людей этой нации занимает семья. А её традиции за долгие годы существования народа соблюдаются очень строго.

Нина Николаевна выросла в классической семье чувашей, состоявшей из нескольких поколений и живущих под одной крышей.

«У родителей, которых уже, к сожалению, нет, нас пятеро: четыре сестры Олимпиада, Лариса, Антонина, я и брат Леонид, – продолжает она. – Дети – счастье для чувашей. У нас одинаково радуются рождению, как мальчика, так и девочки. Считается: «Ребёнок – божество дома», «Дети – краса земли».

До 3-х лет они находятся на попечении бабушки и дедушки, затем родители начинают постепенно приобщать к труду. Младший сын по традиции, называемой «минорат», всегда оставался жить с родителями и помогал им вести хозяйство. Вот и Лёня, как непосредственный продолжатель фамилии Никифоровых, живёт уже со своей семьёй в родительском доме».

По словам Нины Труновой, по народной пословице «Мать – Богиня рода»; слово «мама» (по-чувашски «анне») является священным понятием. Оно никогда не используется ни в юмористическом, ни в оскорбительном контекстах. Да и вообще, сквернословить, грубить у чувашей запрещено. А вот здороваться принято с каждым встречным, независимо от того, знаешь ли ты его. «Увидел старого человека – сними шапку», – этому учат с детства.

«Надо сказать, Никифоровы (это моя девичья фамилия) продолжают род Батановых, которому несколько сот лет, – повествует дальше Нина Трунова. – Семья была зажиточной, в 30-е годы прошлого столетия дедушку Николая Никифоровича репрессировали и выслали из нашего села. После реабилитации он вернулся на малую родину.

В середине прошлого века в селе у нас было много однофамильцев. В связи с этим была путаница по учёту выработанных трудодней в совхозе, и папе пришлось взять фамилию по имени прадеда Никифора. Мама Фаина Михайловна по профессии была фельдшером, а в быту – большой рукодельницей, всех нас научила и вязать, и вышивать, и шить. По её стопам пошли две моих сестры».

Ветврач


Нина с детства была привязана к домашним животным. И по окончании Ульяновского сельскохозяйственного института была направлена ветврачом в совхоз «Ясеновое» Дубенского района. Она рассказывает:

– Из института в Тульскую область нас приехало 10 человек, всех распределили по районам. Меня в Надеждино привёз агроном Журавлёв. Первое время жила в деревне Дроково, с доброй хозяйкой Евдокией Михайловной Семёновой. В совхозе приняли гостепримно. Здесь я проработала 24 года сначала под руководством Валентины Ивановны Котуховой, потом Анатолия Кузьмича Аверкина. А затем ещё 15 с лишним лет – в районной ветлечебнице.

Директор Дубенской районной ветеринарной станции по борьбе с болезнями животных Александра Хвостова так охарактеризовала её, как специалиста: «По сути, рядовой сотрудник Нина Николаевна Трунова была профессионалом своего дела. Будучи грамотным ветврачом, она не чуралась грязной, непростой работы, а вносила свой скромный, немалый вклад в профилактику и лечение животных, в общее дело. Отработав в районной ветеринарии почти 40 лет, она заслужила только благодарность».


42 года супружеской жизни


На мой вопрос: «Что отличает Вашу нацию от других?» Нина Николаевна, поразмыслив, ответила:

– Чуваши – миролюбивые, трудолюбивые и… гордые. К примеру, пословица, словосочетание которой на чувашском звучит как «Чаваш ятне ан сёрт», дословно означает: «Не погуби честное имя чуваша» и является девизом по жизни.
А ещё у чувашей очень развиты родственные связи. К примеру, существует обык-новение называть детей в честь родных. Вот и меня Ниной назвали в честь бабушки.
У русских тоже есть такая традиция. Поэтому в честь деда, участника и инвалида Великой Отечественной войны, знатного пчеловода Михаила Трунова Нина Николаевна и Анатолий Михайлович назвали сына.

Вместе они живут уже больше 40 лет. Вырастили двоих детей. У Михаила и дочери Ларисы подрастают свои дети: четырёхлетний Тимофей Трунов и Дмитрий Исайченков, который заканчивает в этом году Первомайский кадетский корпус.

Кстати, муж Нины Николаевны в своё время был известным баянистом на деревне. Тандем звонкоголосия поющей чувашки и музыкального аккомпанимента русского парня был всегда по душе окружающим.

От чувашской старины – в век XXI-й


Чуваши делятся на две этнические группы: верховые (вирьял) и низовые (анатри). Предки Нины Труновой относятся к немногочисленной группе средненизовых чувашей (анатенчи). Представители каждой группы говорят на своём диалекте. К примеру, по словам женщины, у одних чувашей морковь называют кижер, а у других – мэргаф.

Чувашский язык – потомок языка волжских булгар и единственный из живых языков булгарской группы.

На сегодняшний день большая часть представителей этой нации исповедует православие. Кстати, они единственные из тюрских народов, кто выбирает эту веру. Но дух язычества до сих пор прослеживается в народных обрядах. Главный праздник на родине нашей героини, по словам Нины Николаевны, – Симёк (от русского Семик). «Он отмечается накануне Троицы, – поясняет женщина. – В этот день все собираются своими большими семьями и поминают предков дома, на кладбищах. Обязательна поминальная трапеза с обрядовой пищей: блинами, пирогами, киселём и пивом.
Из ярких предметов одеяния чувашек выделяется так называемая «тухья» – 
головной убор невесты с острым концом, увешанный большим количеством 
монет. Они называются «тенге».
«Раньше были настоящие старинные монеты, – рассказала Нина Трунова. – А сейчас их делают просто из металла. Впервые национальный, свадебный наряд, который хранится до сих пор, я увидела у своей тёти».
На моей родине в каждом доме варят домашнее пиво (сару), делая сусло из пророщенных зёрен ржи и добавляя шишки хмеля, сахар. А ещё у каждой семьи есть своя баня, где не только моются, но и стирают.
С годами предметов старины остаётся всё меньше. У героини статьи  сохранилась национальная чувашская обувь – козяда – нарядные,  изготовленные, как сувенирные, беленькие валенки, расшитые синими узорами.  

Мы – разные, мы – вместе


«Несмотря на то, что 45 лет я живу в Тульской области, никогда не чувствовала себя чужой, – говорит Нина Николаевна. – Когда работала, часто общалась со своими соплеменниками из других населённых пунктов района. Коллеги, соседи, подруги, среди них Тамара Борисовна Фаляева из Нового Павшина, с которой дружу со времён приезда сюда (мы – кумовья), всегда интересовались чувашскими традициями, кухней. Я их часто угощаю нашими пирогами.

В Надеждине, где живут люди разных национальностей, они общаются, перенимают друг у друга разные обычаи и традиции, делятся чем-то своим, особенным, присущим только им.

Культура каждого народа была и остаётся в центре внимания государства, являясь духовной основой общества. Традиции объединяют россиян, делают нашу огромную и многонациональную страну сильнее.

Удивительный народ чуваши! Со своей культурой, обычаями. Испытывая ностальгию, Нина Николаевна Трунова стремится рассказать своим детям и внукам как можно больше о том, что так волнует её и сегодня.

Материал подготовила Людмила УВАРОВА


Возврат к списку

Написать в редакцию